
Германия: мирное завоевание Одессы
Если бы немцы, переселившиеся в 1803 году по указу императора Александра I в пустынную степь под Одессой и основавшие поселение с красивым названием GrossLiebental (Гросслибенталь — переводится как «Большая долина любви»), увидели сегодняшний ПГТ Великодолинское, они бы весьма удивились. Винный завод с современным оборудованием, не менее современный жилой комплекс «Мариинский». А колонистам когда-то приходилось отгонять от своих участков лисиц и волков, вручную шить панталоны и делать плуги! Они не то чтобы получили от русского императора жилье у моря — они построили его своими руками.
Но именно эти немецкие колонисты тогда привнесли в жизнь города Одессы и его окрестностей множество инноваций.

«Полезные иностранцы»
Осенью 1803 года в Дубоссары прибыли первые 3 транспорта с немецкими поселенцами. Новый одесский градоначальник, герцог Ришелье, был уполномочен императором «привлекать полезных иностранцев» к развитию города. К 1806 немецкие мебельщики меблировали одесские дома, по словам самого Ришелье, ничуть не хуже, чем в Петербурге. Благодаря каретникам по Одессе покатились прекрасные экипажи.
Открывались предприятия, каких в Одессе еще не было — буквально во всех областях немцы оказывались настоящими мастерами. А уж какие пивоваренные заводы открыли Енни, Кемпер и Санценбахер! Иоганн Ген открыл завод сельскохозяйственных орудий, чтобы его соотечественники из Грослибенталя, Люстдорфа (ныне Черноморка) и других поселений могли эффективно работать на земле. Он же изобрел «колонистский плуг». Версия 2.0 колонистского плуга получила название «новороссийский».

К экипажам немцы оказались и впрямь неравнодушны — жители Люстдорфа в 1907 решили с удобством ездить от своего поселка на 16-ю станцию Большого Фонтана. Решили — и проложили линию трамвая. Заодно построили электрическую подстанцию и трамвайное депо.2 вагона закупили на исторической родине. А трамвай в самой Одессе появился лишь спустя 3 года.

Коровы, овцы, фрукты...
Не отставали от ремесленников и сельские колонисты — пахали на лошадях вместо волов, развели завезенных из Германии тонкорунных овечек и ост-фрисландских коров, поставили сыроварни, маслобойни, пивоварни, винодельни, пасеки, мельницы, развели плантации фруктовых деревьев. Генрих Штапельберг поделился с местным населением секретом прививки слив (чтобы получался чернослив), написал справочник о выращивании груш и яблок. Вот уже и GrossLiebental превратился в Мариинское — а немцы трудились все так же.
Понятно, почему еще при Ришелье немецкие колонисты были признаны лучшими ремесленниками города — они оказались «чрезвычайно трудолюбивыми, промышленными и смирными». Крестьяне ничем не уступали ремесленникам. И ведь не скажешь, что не пили — пивоварни-то с винокурнями имелись! Но пили явно значительно меньше, чем работали!
Добавить комментарий